Учебникъ Русской Исторіи

Впервые в Интернете публикуется “Учебник Русской Исторіи” Константина Елпатьевского, по которому училась вся Российская империя свои последние 30 лет.

Многие места в оригинале зачёркнуты химическим карандашом с подписью – ДСП – “Для служебного пользования”. В Украине есть как минимум четыре таких учебника, в разных библиотеках и “хранилищах”, но с одинаковыми пометками в одних и тех же местах.

Ещё одной особенностью данного учебника является его официальный статус “Утверждённого учёным комитетом Министерства народного просвещения” Росийской Империи.

Всё изложенное в данном Учебнике считалось истинной правдой перед тем, когда пришли атеисты, чтобы всё разрушить до основанья.  В том числе и официальную Историю.

Просим прощения за имеющиеся ошибки – текст отсканирован и переведён в электронный вид нами, править будем после окончательного перевода в электронный вид всего учебника.

ВВЕДЕНІЕ ВЪ РУССКУЮ ИСТОРІЮ.

Источники для изученія русской исторіи. Исторію русскаго народа мы узнаемъ изъ памятниковъ его прежней жизни. Къ такимъ памятникамъ или историческнмъ источникамъ относятся сл?дующіе:
1. Важн?йшимъ источникомъ ири изученіи русской исторіи отъ начала государства до XVII в?ка служатъ л?тописи. Л?тописью называется погодное описаніе событій, то бол?е подробное, то ограничивающееся однимъ краткиыъ обозпаченіемъ того, что случилось, съ точнымъ указаніемъ времени. Еще при первыхъ князьяхъ въ X в. появляютса у насъ краткія погодныя записи о зам?чательныхъ событіяхъ, напр., о смерти князя, поход?, зваменіи небесномъ, голод? и мор? и т.д.; но въ такомъ первоначальномъ вид? л?тописи не дошли до насъ, и мы им?емъ только поздн?йшіе своды первоначальныхъ л?тописей, гд? эти краткія зам?тки о событіяхъ при первыхъ князьяхъ дополнены или преданіями, иля книжнымъ матеріаломъ, а посл?дующія событія излагаются современниками-очевидцами уже подробно и съ объясненіемъ ихъ значенія. Древн?йшій изъ такихъ дошедшихъ до насъ сводовъ называется „Пов?стью временныхъ л?тъ“. Этотъ сводъ оканчивается 1110 г. и до насъ дошелъ въ рукописи XIYв. въ такъ наз. Лаврентьевскомъ саиск?. Долгое время составленіе этого свода при- писывалось Нестору, монаху Кіево-Печерскаго монастыря (1056 — 1114 гг.), но теперь іюлагаютъ, что его составителемъ былъ Сильвестръ, игуменъ Выдубицкаго монастыря близъ Кіева (жившій въ XI—XII в.). Этотъ древн?йшій сводъ иоздп?йшіе л?тописцы переписывали, дополняли uпродолжали, разсказывая о событіяхъ своего времени. Сначала л?тописи велись въ Кіев? и въ Новгород?, aпотомъ, съ разд?леніемъ Руси на отд?льныя княжества, и въ другихъ областяхъ русской земли; есть л?тописи псковская, тверская, ростовская, московскяя и въ основ? вс?хъ ихъ лежитъ ,, Пов?сть временныхъ л?тъ”. Посл?дніе л?тописные своды. составленные изъ н?сколькихъ л?тописей, относятся къ XYII в?ку.

2. Отд?льныя сказанія или пов?сти объ одномъ какомъ-нибудь событіи или о жизни одного лица, прославившагося своею святостію. Эти пов?сти частью дошли до насъ въ отд?льномъ вид?, н?которыя же внесены въ л?топись. Он? написаны по большей части современниками изображаемихъ лицъ и очевидцами событій и даютъ намъ больше подробностей объ изв?стномъ событіи или лиц?, ч?мъ л?тописныя изв?стія. Къ такимъ сказавіямъ принадлежагь, напр., сказанія о Борис? и Гл?б?, Александр? Невскомъ, Мамаевомъ побоищ? и многія другія. Сказанія о жизни святыхъ носятъ названія житій.

3. Съ XVI в. появляются у насъ записки или мемуары, авторы которыхъ говорятъ о своей жизни и о т?хъ событіяхъ, въ кото-рыхъ сами приінімали участіе или которыя при нихъ совершались. Разсказывая о жизни частнаго лида, заииски даютъ намъ понятіе о жизви того сословія, къ которому принадлежалъ ихъ авторъ, Будучи современпиками того или другого событія, того или другого историческаго лица, авторы записокъ сообщаютъ чрезвычайно важныя подробности объ этихъ лицахъ и событіяхъ; а иногда и сами авторы играли видную роль въ исторіи и тогда ихъ записки еще интересн?е. Впрочемъ, при чтеніи записокъ сл?дуетъ знать, кто былъ ихъ авторъ и въ какой степени можно ему в?рить, такъ какъ составители записокъ иногда пристрастно относятся къ изображаемьімъ лицамъ и представляютъ ихъ нев?рно.

4. Разсказы ипостранцевъ, пос?щавшихъ русскую землю, за-м?чательны, во-первыхъ, потому, что иностранцы описывали такія стороны нашего быта, которыя, какъ обыкповенныя, не поражали русскихъ, и, во-вторыхъ, потому, что иностранцы, какъ безпристрастные наблюдатели, описывали все то, что вид?ли и слышали. Съ др?гой стороны, иностранцы, часто не зная русскаго языка, не всегда понимали то, что вид?ли въ Россіи, и потому д?лали нев?рныя объясненія вид?ннаго, т?мъ бол?е, что русскіе люди допетровскихъ временъ чуждались иностранцевъ и не сближались съ ними. Несмотря на эти нсдостатки, сочипенія многихъ иностравцевъ очень важны, как историческій источникъ. Отъ византійскихъ, арабскихъ и западно-европойскихъ писателей мы узнаемъ о нравахъ и религіи языческихъ славянъ. Съ XY в., когда у нась возобновились сношенія съ западомъ, многіе европейцы стали прі?зжать въ Россію, н?которые изъ нихъ поступали въ русскую службу, другіе прі?зжали въ качеств? пословъ отъ европейскихъ государсй; отъ нихъ тоже осталось мпого разсказовъ о жизни нашихъ предковъ.

5. Письма русскихъ людей, особенно т?хъ, которые играли роль въ исторіи, также представляютъ историческій источникъ, потому что они знакомягъ насъ съ характерами историческихъ лицъ. Въ письмахъ, которыя пишутся отъ одного къ другому, высказывается много такого, о чемъ бы иначе и не знали; напр., въ письмахъ высказываются иногда плапы, нам?ренія, задушевныя мысли челов?ка, такъ какь обыкновенно не предполагается, чтобы они стали изв?ствы третьему лицу.

6. Различные акты, какъ, напр., мирные договоры нашихъ князей съ непріятелями, взаимнне договоры князей, торговые договоры съ н?мцами, княжескія граматы городамъ и монастырямъ, сборники старинныхъ закоповъ, знакомятъ насъ съ разными условіямп быта нашихъ предковъ..

7. Произведенія нашей древней письменности тоже даютъ историческій матеріалъ, папр., различныя поученія, въ которыхъ пастыри деркви обличали пороки и заблужденія современниковъ и остатки языческихъ воззр?ній уже посл? принятія христіанства, описанія путешёствій паломниковъ вт, святую землю и Царьградъ, поученіе Владиміра Мономаха, Домострой и др.

8. Памятники вещественные знакомятъ съ вн?шней обстановкой жизни нашихъ предковъ и со степенью цивилизаціи въ разные періоды русской исторіи. Въ разныхъ м?стахъ Россіи встр?чаются до сихъ поръ насыпи, курганы и могилы, и добытые изъ нихъ путемъ раскопокъ разные предметы (оружіе, монеты, металлическія вещи, сосуды и др.) начинаютъ проливать н?который св?тъ при помощи археологіи на доисторическій бытъ обитателей В. Европы. Сохранившіеся въ разпыхъ м?стностяхъ Россіи старинныя зданія, храмы, дворцы даютъ понятіе о старинной архитектур?. Вс? сохранившіяся старинныя вещи, какъ-то: одежды, украшепія, вооруженія, монеты, теперь собраны въ большомъ количеств? н хранятся въ музеяхъ (эрмитажъ въ ПстербургЪ, оружейпая палата и патріаршая ризнида въ Москв?).

9. Произведевія устной народной словеспости (сказки, былины, п?сни, заговори, пословици, прим?ты), переходяіція изъ устъ въ уста съ древнихъ языческихъ временъ и въ настоящее время записанныя учеными людьми, даютъ намъ св?д?нія о быт? и религіи нашихъ предковъ язычпиковъ. Эти народныя произведенія особенно важны потому, что относятся къ тому времени русскон жизни, отъ котораго н?тъ письменныхъ сл?довъ,

Вс? эти памятники прошлаго стали ревностно собирать съ XVIII в., собираютъ и теперь. Произведенія народной словесности и памятники письменные печатаются, постройки описываются, старинныя вещи собираются въ музеяхъ. Русскіе ученые изучали ихъ, продолжаютъ изучать и результатомъ ихъ трудовъ явились разлкчныя сочиненія, въ которыхъ подробно и всесторонне изображена прошлая жизнь русскаго народа.

Самыя важныя изъ этихъ сочиненій ел?дующія: Карамзина — Исторія Гос?дарства Россійскаго, Погодина—Изсл?дованія, зам?чанія и лекціи по русской исторіи, Соловьева—Исторія Россіи съ древн?йшихъ временъ, Костомарова—Историческія монографіи и изсл?дованія, Русская исторія въ жизнеопсаніяхъ ея главн?йшихъ д?ятелей, Заб?лина— Домашній бытъ русскаго народа въ ХУІ и XVII стол.: бытъ царей и царицъ, Исторія русской жизни съ древн?йшихъ временъ, Бестужева-Рюмина—Русская Исторія, Иловайскаго—Исторія Россіи, Розысканія о начал? Руси. Ключевскаго–Kyрсъ русской исторіи, Платонова — Лекціи по русской исторіи.

Вліяніе ирироды Восточной Европы на русскую исторію.

Весь европейскій материкъ разд?ляется па 2 части — западную и восточную. Западная Европа состоитъ изъ отд?льныхъ осгрововъ и полуострововъ съ сильно развитою береговою линіею, отд?ленныхъ одинъ отъ другого горами и водою, богато одаренныхъ природою, что дало возможность образоваться иа запад? многимъ независимымъ другъ отъ друга государствамъ. Населенію зтихъ государствъ не надо было в?чно бороться съ природою за свое с?ществованіе, а, напротивъ того, оно им?ло полную возможность быстро идти по пути просв?щенія при легкихъ сношеніяхъ одного государства съ другимъ и при взаимномъ обм?н? знаній. Восточиая же Европа состоитъ изъ обширной равнины, окруженной горами Карпатскими, Кавказскими,’ Уральскими и морями Балтійскимъ, Б?лымъ, Каспійскимъ, Азовскиыъ и Чернымъ. Въ середин? эта равнина поднимается въ вид? холмисгыхъ возвышенностей, изъ которыхъ вытекають главныя р?ки со многими притоками, впадающія въ вышеозначенеыя моря. Разноплеменныя народности, обитавшія на этой сплошной однообразной равнин? при одипаковыхъ условіяхъ жизни, должны были слиться въ одинъ народъ и соетавить одно государство. Горы З. Европы разд?ляли народы, миогочисленныя р?ки В. Европы, напротивъ того, способствовали объединенію жившихъ въ ней народовъ, такъ какъ р?ки въ древностя былп самыми удобными и почти единственными путями сообщенія; по р?камъ селились племена, no р?камъ первые князья строили города и распространяли свою власть надъ славянскими и финскими племенами; по нимъ же велись торговыя сношенія русскихъ съ Византіей, З. Европой, арабами. Всл?дствіе непосредственнаго соприкосновенія В. Европы со степями средней Азіи между Уральскимъ хребтомъ и Каспійскимъ моремъ азіатскіе кочевники постояппо приходили въ южные пред?лы В. Европы и оставались зд?сь бол?е или мен?е долгое время (гунны, авары, болгарн, хозары, печен?ги, половцы, татары). Привольная жизнь въ южныхъ и юговосточныхъ степяхъ влекла туда людей, ищущихъ свободы—казаковъ, которые съ одной стороны были полезны т?мъ, что защищали государство отъ кочевниковъ, но зато очень часто и враждовали съ нимъ. Долго пришлось русскому государству бороться съ кочевниками и казаками, пока оно наконецъ поб?дило ихъ и утвердило свою власть въ югопосточныхъ и южныхъ пред?лахъ. Долговременная борьба съ кочевниіками, конечно, повлияла на жизнь русскаго народа и заставила его далеко отстать въ просв?щеніи отъ Занада, чем? также способствовала и суровая сравнительно природа В. Европы, требовавшая постояннаго упорнаго труда. В. Европа покрыта многочисленными р?ками, изъ которыхъ самыя большія текутъ на восток? и юговосток?; русскіе славяне, живя въ начал? исторіи по Дн?пру и его притокамъ и по верховьямъ 3. Двины, Дона и Волги, распространяли понемногу свои поселенія на востокъ и юговостокъ, двигаясь по теченію р?къ и иодчиняя вліянію своей власти и своей народности жившія тамъ финскія и монгольскія племена. Славянская колонизація, дойдя до Уральскихъ горъ, двин?лась и дал?е въ пред?лы Азіи. Малонаселенность страны и обиліе свободныхъ земель давали полную возможеость населенію легко перем?нять м?сто своего жительства, всл?дствіе чего московское правительство въ интересахъ государства вынуждено было прикр?пить посадскихъ людей къ ихъ посадамъ, а крестьянъ къ земл?. Восточная Европа д?лится на 2 части—л?сную и степную, ч?мъ объясняется д?леніе населенія на великоруссовъ и малоруссовъ и различіе въ ихъ характер?. Б?дная природой страна великоруссовъ, происшедшихъ изъ сліянія славянской и финской народностей, покрытая л?сами и болотами, сд?лала ихъ предпріимчивыми, домовитыми, энергическими, разсчетливыми и пріучила къ постоянному труду и упорному пресл?дованію разъ нам?ченной ц?ли. С?веровосточные князья, во всемъ схожіе со своимъ народомъ, умно воспользовались вс?ми благопріятными для нихъ обстоятельствами: они объединили подъ своею властью вс? племена В. Европы и создали сильное московское государство.

Древн?йшіе обитатели Восточной Европы. В. Европа была обитаема за н?сколько тысячел?тій до P. X., что доказывается найденными путемъ раскопокъ каменными и металлическими вещами первобытнаго происхожденія. О быт? этихъ доисторическихъ обитателей В. Европы мы знаемъ очень мало, такъ какъ археологія только въ посл?днее время начинаетъ проливать н?который св?тъ на эти времена. Первыя бол?е опред?ленныя св?д?нія о В. Европ?, и то только объ обитателяхъ южныхъ ея степей, мы получаемъ отъ греческаго историка Геродота (484 — 406 г. до P. X.), пос?тившаго греческія колоніи на с?верныхъ берегахъ Чернаго моря. Эти колоніи были — Ольвія при усть? Буга, Танаисъ при усть? Дона, Херсонесъ или Корсунь близъ нын?шняго Севастополя въ Крыму, Пантикапея на м?ст? Керчи. Геродотъ поднялся по Дн?пру (Борис?ену) и собралъ св?д?нія о быт? и нравахъ народовъ, жившихъ къ с?веру отъ Чернаго моря, и эти св?д?нія дошли до насъ въ его исторіи. Южное пространство В. Европы онъ называетъ Ски?іей и говоритъ, что „въ ней н?тъ ничего удивительнаго, кром? р?къ, ее орошающихъ: он? велики и многочисленны“. Разсказывая о быт? ски?овъ, которые господствовали въ южныхъ стеияхъ, Геродотъ различаетъ среди нихъ ски?овъ кочевниковъ и подвластныхъ имъ ски?овъ пахарей, жившихъ с?верн?е, по Дн?пру. Изв?стія Геродота о ски?ахъ подтверждаются произведенными въ посл?днее время раскопками кургановъ (ски?скихъ могилъ) въ южной Россіи, въ которыхъ сохранилось много ски?скихъ металлическихъ вещей и даже н?сколько челов?ческихъ скелетовъ. Ученые еще до сихъ поръ не р?шили вопроса о происхожденіи ски?овъ: одни считаютъ ихъ монголами, другіе — финнами, большинство же ученыхъ предполагаетъ, что ски?ы были арійскаго племени. Среди племенъ, которыя были подвластны ски?амъ кочевпикамъ и о которыхъ упоминаетъ Геродотъ, в?роятно, были и н?которыя славянскія племена. Къ с?веру отъ ски?овъ, по словамъ Геродота, жилы невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и гипербореи, о которыхъ онъ сообщаеть уже вполн? баснословныя изв?стія; подъ зтими названіями, быть можегь, нужно подразум?вать финновъ, весьма древнихъ обитателей С. В. Европы. Посл? Геродота другіе греческіе и римсісіе писатели сообщаютъ хотя и отрывочныя изв?стія о жителях В. Европы, называя ихъ сарматами, роксоланами, аланами, но все-таки на основаніи этихъизв?сгій положительно можну сказать, что около времени P. X. славяне уже жили въ В. Европ?. Первою попыткою народа европейскаго основать государство въ нын?шней Россіи было царство готовъ (въ IV в. посл? P. X.). Готы, одно изъ германекихъ племенъ, пришли отъ Балтійскаго моря къ Черному и подчинили своей власти многія славянскія и финскія племена. Въ конц? IV в. въ В. Европу пришли изъ Каспійскихъ степей гунны, которые разрушили готское царство и зат?мъ двннулись въ Венгрію, увлекая за собой готовъ и многихъ славянъ. Посл? гунновъ славяне В. Европы испытали на себ? не долговременное, по тяжелое господство пришлыхъ кочеввиковъ аваровъ или обровъ.

Населеніе В. Европы въ IX в. носл? Р. Х. Въ эпоху основанія русскаго государства въ В. Европ? жили сл?дуюіціе народы: русскіе славяне, занимавшіе пространство отъ Ильменскаго озера до верховьевъ Волги и Оки, по Дн?пру и его притокамъ, по Дн?стру и Пруту къ Карпатамъ, по верховьямъ Буга и 3. Двины,—литовцы, жившіе на восточномъ берегу Балтійскаго моря по нижнему теченію 3.    Двины, пo Н?ману и въ области нижней Вислы,—финны, занимавшіе пространство отъ Финскаго залива до Уральскихъ горъ и отъ Б?лаго моря до средняго теченія Волги,—болгары, жившіе по Кам? и Волг?, и хозары по нижнему теченію Дона и Волги до Дн?пра. Въ юговосточныхъ и южныхъ степяхъ кочевали разные монгольскіе народы, какъ-то: угры или венгры, печен?ги.

Жизнь и религія славянъ язычннковъ. Въ глубокой древности въ средней Азіи, у верховьевъ р?ки Аму-Дарьи жило обширное арійское или индоевропейское племя, которое разселилось иотомъ изъ своего отечеетва въ разныя стороны. Одна в?твь арійцевъ заняла Индустанъ — индусы, другая поселилась въ Иран? — мидяне, персы, бактряне, третья пришла въ Европу и заселила ее; къ этой посл?дней в?тви прнадлежатъ грекоиталійцы, кельты, германцы, литовцы и славяне. ІІринадлежность вс?хъ этихъ народовъ къ одному арійскому нлемени доказана въ настоящее время сравнительнымъ изучеиіемъ ихъ языковъ, ихъ языческихъ религіозныхъ в?роваиій, нравовъ и обычаевъ. Когда славяне пришли въ Европу, мы не им?емъ достов?рныхъ св?д?ній; первымъ же м?стомъ ихъ поселенія въ Европ? нужно считать подкарпатскій край, откуда уже славяне разселились на с?веръ, югъ и с?веро-востокь и разд?лились на 3 группі: восточныхъ или русскихъ, западныхъ — чехо-моравовъ, поляковъ и славянъ полабскихъ, и южныхъ—болгаръ и сербовъ.

Въ теченіе YII—IX в?ковъ славяне образовали отд?льныя государства—чешское, моравское, польское, болгарское, русское и н?сколько позже сербское. Разсказы западно-европейскихъ, византійскихъ и арабскихъ писателей, знавшихъ славянъ, изв?стія л?тописныя, a также устныя преданія и п?сни, сохранившіяся отъ временъ язычества, даютъ намъ понятія о жизни и религіи русскихъ славяиъ язычниковъ. Славяне жили родовымъ бытомъ. Они д?лились на н?сколько мелкихъ племенъ, жившихт, отд?льно одно отъ другого.

Эти племена были сл?дующія: славяне ильменскіе — на берегахъ Ильменскаго озера, кривичи—по верховьямъ 3. Двины, Волги и Дн?ира, дреговичи—между Припетью и 3. Двиной, радимичи—на берегахъ Сожи, вятичи—на Ок?, с?веряне—на Десн? и Сейм?, древляне—на Припети, поляне — no среднему теченію Дн?пра, бужане — по Бугу, тиверцы и угличи — ио Дн?стру и Пруту, б?лохорваты — въ нын?шней восточной Галиціи.

Каждое изъ этихъ мелкихъ племенъ состояло изъ отд?льпыхъ родовъ, жившихъ особо и влад?вшихъ особою частыо земли, что было возможно при малонаселенности и обширности земель, занятыхъ славянами. Каждый.родъ управлялся родоначальникомъ (стар?йшина, князь) и сообща влад?лъ вс?мъ родовымъ недвяжимымъ имуществомъ, пока съ теченіемъ времени не образовалась отд?лъная семейная собственность. Для д?лъ, касавшихся ц?лаго племени, вс? его роды сходились на общую сходку—в?че, при чемъ право голоса принадлежало только родоначальникамъ. Взаимные раздоры родовъ проявлялись и на в?чахъ. Славяне жили ос?дло, занимаясь землед?ліемъ. скотоводстиомъ, охотой, рыбной ловлей и пчеловодствомъ; вели также и м?новую торговлю съ сос?дями. Жилицами ихъ были простыя деревянныя избы, построенныя въ безопасныхъ м?стахъ — въ л?сахъ, около р?къ, болотъ и озеръ. Были у нихъ и города, состоявшіе изъ такихъ же избь и окруженпые валомъ или заборомъ, гд? происходили ихъ в?чевыя сходки и гд? они защищались въ случа? пападенія враговъ. Славяпе отличались высокимъ ростомъ, румянымъ лицомъ, русыми волосами и с?рыми глазами; это были люди сильные, кр?пкіе, выносливые. Въ пищу они употребляли животныхъ, рыбъ и птицъ, просо, гречиху, молоко; любимымъ напиткомъ служилъ медъ; одежда состояла изъ полотнянаго платья и кожи животныхъ; вооруженіемъ были копья, стр?лы, дротики, мечи и щиты. Миролюбивые по отношенію къ сос?днимъ народамъ, между собою они вели частые споры. Въ военное время славяне ум?ли храбро защищать себя и употребляли разныя военныя хитрости. Изъ ихъ языческихъ обычаевъ зам?чательны обычаи кровавой мести и гостепріимства; ц?ня выше всего свободу, они по истеченіи изв?стнаго срока отпускали на волю своихъ пл?нныхъ рабовъ. Семейная жизнь ихъ была основана на повиновеніи младшихъ членовъ рода родоначальнику, д?тей отцу; по смерти отца власть надъ малол?тними д?тьми переходила кь матери. Брачные обычаи ихъ были троякіе: нев?сту похищали (умыкали) или покупали, заключался бракъ и по взаимному согласію; бывали случаи многоженства. Хотя славянская женщииа находилась въ полномъ повиновеніи у своего мужа и исполпяла тяжелыя домапшія работы, но она была очень привязана къ мужу и, по н?которымъ изв?стіямъ, по смерти мужа добровольно шла на сожженіе вм?ст? съ его трупомъ. He понимая силъ и явленій природы, но сознавая ихъ сильное вліяніе на усп?хи землед?лія, славяне поклонялись имъ, какъ добрымъ и злымъ богамъ; такъ они боготворили солнце подъ, именемъ Даждь-бога или Хорса, громъ и молнію подъ именемъ Перуна, который счптался въ то же время богомъ войны и пользовался особеннымъ почитаніемъ. Волоса или Велеса, который, будучи сначала солпечнымъ богомъ, явился потомъ покровителемъ землед?лія, защитникомъ торговли, охранителемъ стадъ, вдохновителемъ п?вцовъ и гусляровъ, и в?теръ подъ именемъ Стрибога. Кром? главныхъ боговъ, у славянъ было много второстепенныхъ, какъ-то: л?шіе, русалки, водяные и домовые (души умершихъ предковъ). Боговъ своихъ они чествовали праздниками, состоявшими въ жертвоприношеніяхъ животныхъ и даже людей, въ молитвахъ, гаданіяхъ и заканчивавшимися пиромъ и играмя. Главные праздники были въ честь бога солнца: коляда или рожденіе солнца около нашего Рождеетва, красная горка на ?оминой нед?л?, семикъ въ четвергъ на 7 нед?л? посл? пасхи, и купала въ ночь съ 23 на 24 іюня. Русская язическая религія не достигла такого развитія, какъ у другихъ народовъ (напр., у грековъ); она состояла въ неносредственпомъ поклоненіи силамъ и явленіямъ природы, но олицетворенія этихъ силъ и явленій, представленія ихъ въ опред?ленныхъ образахь у русскихъ славянъ не было. Общественнаго служенія богамъ, храмовъ и жрецовъ у русскихъ славянъ также не было; каждый родоначальникъ былъ въ то же время и жрецомъ, и члены семьи молились у себя дома преимущественно покровителю семьи — домовому. Хотя изъ среды народа и выд?лялиеь волхвы и кудесники, которые преимущественно знали язычеекія молитвы и заговорьг, занимались гаданіями и пользовались за то уваженіемъ, но они не им?ли значенія жре-

 

Прокоментуйте...
Бажаєте аватар? Завантажте на gravatar!


five × = 10